gutnikov_yira (gutnikov_yira) wrote,
gutnikov_yira
gutnikov_yira

Category:

Июльские песни

Лето. Начало июля. Удушающая жара предыдущих дней слегка отодвинулась, и жить стало совсем хорошо. Воздух свеж и почти неподвижен. В открытое окно комнаты отдыха при ангаре слышно пение какой-то птички. Птичка движется то прочь от окна, то поёт совсем близко (назову её жаворонком, хотя кто её на самом деле знает). Делать ничего не надо. 1А-check, выданный на один из "Классиков", объединёнными силами всей смены сделан за пару часов, после чего "Классик" выкачен на улицу, под ласковое солнышко, и на этом вроде бы всё.

В комнату входит начальник смены, оглядывает ряд занятых диванов. Кто-то уткнулся в телефон, кто-то листает журнал. Не скучает только жаворонок за окном.
-Юрик, ты бловер менять умеешь?- вдруг прерывает поющую тишину начальник.
Бловер? Дутель? Что ещё за дутель? Я отрываюсь от экрана телефона и хмурюсь.
-Это ж твоя любимая глава, тридцать восьмая!- подсказывает начальник.
-Что любимая то любимая, да...
-Ну вот потому я именно тебе и предлагаю!
Я продолжаю медленно размышлять от том, что же это за дутель и где он находится. Тяжело иметь допуск на пять типов сразу. 38-я глава руководства по техническому обслуживанию от всех пяти типов медленно и фрагментарно проворачивается в сонном сознании, размягчённом вирусными каникулами. Согласно древней традиции ушедших цивилизаций, нумерация глав стандартна для всех, и для любого самолёта "глава 38"- это туалетно-водяная система. Но где там какие "дутели"? Куда они дуют и откуда? И тяжело ли их менять?
-Умею не умею, а попробовать можно- наконец изрекаю я, принимая вертикальное положение.
-Воооот!- бодро реагирует начальник, и добавляет- только что новый бловер пришёл.
Внезапно пазл в пробуждающемся уме складывается. 737NG! В отличие от уходящих в историю "Классиков", где говнобаки были по-простецки расположены прямо под унитазами, как в дедушкином деревянном туалете, на NG говнобак сделан один, собирающий какашки со всех трёх унитазов по сложной системе трубопроводов, втягивая содержимое трубопроводов в говнобак силой вакуума. А вакуум на самолёте создать проще простого- просто соединить полость говнобака с окружающей атмосферой. Когда самолёт летит на эшелоне, давление воздуха снаружи примерно в два с половиной раза ниже, чем внутри. Поэтому каждый раз, когда пассажир нажимает кнопочку смыва, управляемые электричеством клапана на пару секунд соединяют унитаз с окружающей атмосферой, раздаётся резкий пугающий свист, содержимое унитаза стремительно исчезает, а пассажир в очередной раз думает "впредь только поездом!".
Но это всё так просто только когда самолёт летит на эшелоне. А если хочется, чтобы вакуум в баке был уже на земле? Вот тут и нужен специальный насос, который будет выкачивать воздух из говонобака, создавая в нём вакуум. Это вот и есть blower- дутель. До высоты 16 тысяч футов blower делает свой blowjob, а после 16 тысяч- отдыхает, потому что вакуума снаружи самолёта уже достаточно.
Ну что же, собираем инструмент, берём небольшую стремянку для того, чтобы забраться в задний багажник самолёта, и отправляемся "на дальний кордон", где отдыхает целый ряд 737-800, уже расконсервированных, но пока не особо летающих.
Знакомый до боли задний багажник 737:


В этом угловом выступе прячется практически вся туалетная система самолёта. Специально для совсем тупых добрый дядюшка Боинг пометил нужное место табличкой:


Неприятная часть работы- отдирать от панели багажника множество слоёв специальной ленты, которой в багажнике заклеены все стыки между панелями. Якобы в случае пожара эта лента создаст препятствие для распространения дыма за пределы багажника. Гораздо чаще, конечно, она создаёт препятствие для технического обслуживания. После отдирания ленты всё становится просто и приятно- панель крепится на удобных защёлках-дзусах, которые быстро отщёлкиваются, и открывают путь в пыльную тьму.


Прямо посередине пыльной тьмы виднеется говнобак. в окружении многочисленных говнопроводов.


А если посмотреть чуть правее- то вот он наш сегодняшний герой, бловер-дутель, напоминающий по виду автомобильную турбину.


В документации это всё выглядит, как всегда, более чистенько и понятненько:


Сам процесс замены довольно прост. Бловер покоится на четырёх "ногах", каждая "нога" крепится к самолёту одним болтиком. Кроме того, довольно быстро и почти без матов рассоединяются хомуты, крепящие входящие и выходящие гибкие резиновые воздухопроводы. Ну а вообще-то в начале надо было отсоединить электрический разъём.
Вот здесь товарищ lx_photos описывает аналогичный процесс на А320. На 737NG всё это выглядит гораздо проще- бловер находится в пяти сантиметрах за панелью багажника, поэтому совершенно нет необходимости влезать в пыльные тёмные глубины (а на 737Classic этого всего не было вообще, а значит и поломаться оно никак не могло).
Пока я всё это делаю, мне со склада уже подвозят свеженький бловер. Как раз к тому моменту, когда я извлекаю старенький:


Взгляд внутрь старого бловера. Опять же, типичная автомобильная турбина, только с приводом не от выхлопных газов, а от электромоторчика. Если попытаться покрутить крыльчатку пальцами, то становится понятна причина замены- крыльчатка намертво заклинена.


Новый бловер становится легко и приятно. Пока я кручу болтики и хомутики, молодые помощники снизу уже заливают воду в водяной бак, чтобы проверить, как работает смыв, и подтаскивают к носу самолёта внешний источник электричества, в простонародьи "Хоучин", чтобы не шуметь самолётной ВСУ. И вот настаёт решающий момент. Нажимается кнопочка смыва. Но никакого вакуумного свиста не раздаётся. Вообще никакого. Полная тишина.
Перечисление возможных причин было недолгим. Конечно, мы забыли про circuit breaker- выключатель этого самого бловера. Лезем в передний техотсек в поисках этого выключателя. Обычно логика Дядюшки Боинга радует меня простотой и понятностью, этаким приземлённым крестьянским здравым смыслом. Но не в этот раз. Почему-то circuit breaker этого бловера засунут глубоко в отсеке авионики, около передней ноги самолёта, причём он ещё и спрятан внутри блока предохранителей, и для доступа к нему надо открыть одну из панелей, предварительно опять обесточив самолёт, потому что внутри этого блока масса всяких оголённых контактов, проводов и реле, и лезть туда, когда самолёт под питанием, очень не хочется... Ну конечно, вот он, разомкнутый circuit breaker:


Утапливаем внутрь эту чёрную кнопочку. Снова запускаем электричество внутрь самолёта, радостно нажимаем кнопочку смыва в любом из трёх туалетов... Ура! Дефект устранён. Новый бловер уверенно и ощутимо свистит. Время с чистой совестью собирать инструмент, отправлять молодых техников закрывать панель и налепливать обратно противопожарную ленту и тащить старый поломанный бловер на склад. А мне остаётся ещё нашлёпать в документации с десяток подписей, после чего вернуться к прослушиванию длинной, волнами приходящей и уходящей песни жаворонка.
Subscribe

  • Шух-Шух

    Этот ЖЖ состоит из работы, любовных приключений и путешествий. В работе что-то ничего нового давно не происходило. Ну или происходило, но описывать…

  • (no subject)

    Прекрасный белый "Неоплан" везёт меня с работы домой вдоль величественного Проспекта. Когда в окне проплывает сталинский фасад Академии Искусств, я…

  • (no subject)

    Я не помню, какой была моя самая первая встреча с Лилей. А ведь именно с этого полагается начинать историю любви. Первая встреча, какая-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Шух-Шух

    Этот ЖЖ состоит из работы, любовных приключений и путешествий. В работе что-то ничего нового давно не происходило. Ну или происходило, но описывать…

  • (no subject)

    Прекрасный белый "Неоплан" везёт меня с работы домой вдоль величественного Проспекта. Когда в окне проплывает сталинский фасад Академии Искусств, я…

  • (no subject)

    Я не помню, какой была моя самая первая встреча с Лилей. А ведь именно с этого полагается начинать историю любви. Первая встреча, какая-нибудь…