?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
EW-250PA
gutnikov_yira
Тихое, прохладное, пасмурное утро. Дневая смена началась полчаса назад. В ангаре стоит "Боинг", в соседний ангар только что закатили один из новеньких "Эмбраеров"- он налетал с завода 600 часов, и сейчас начнётся первый в его жизни "check".
Я же стою у ангара, руки в карманы, смотрю вдаль. Из туманной дали, влекомая тягачом, ко мне медленно приближается моя сегодняшняя работа. Борт с номером 250 закатывается к нам не по графику. В нём внезапно обнаружилась течь топлива из двигателя, поэтому сегодня борт 250 попадает в мои руки, и не только в мои. Кажется, начальник смены выделил на эту внеплановую работу троих.

Урча могучим дизелем, тягач подкатывает самолёт к ангару, и медленно, в несколько приёмов начинает разворачиваться, хвостом вперёд заталкивая самолёт на площадку для газовки двигателей. Я отцепляю от "Боинга" тягач, отчего он обретает свободную прыть и взрёвывая, резво укатывается к себе на стоянку автотранспорта.
Открываем капоты правого двигателя. Как обычно, там всё в той или иной степени в масле, керосине или гидрожидкости, поэтому понять, что и откуда текло, пока невозможно. Нужно "подозрительные" места тщательно протереть, потом запустить двигатель, и на запущенном смотреть, начнёт ли что-то капать, а может и течь щедрой струёй.
Пора запускаться. Наш начальник (имеющий допуск на запуск двигателей 737) пока не пришёл, и я бесцельно брожу вокруг самолёта. Вот надо мной- его хвост с бортовым номером.


Первый "Boeing-737" в компании "Белавиа". Когда он у нас появился- в 2003-м или 2004-м? Именно с него начался переход авиакомпании на западную технику, который завершился уже на моих глазах, в самом конце 2016-го. Мне вдруг вспоминается, как когда-то, во время учёбы в авиационном колледже, я ездил в аэропорт, чтобы через решётчатый забор и большие окна аэропорта посмотреть на живые самолёты.
Вот, электронная фотография заботливо сохранила дату- 27 апреля 2008. Это он же, борт EW-250PA.


Билет на прямой автобус до аэропорта стоил какие-то дурные деньги для меня тогдашнего. Приходилось пользоваться тем, что по обычному городскому билету можно доехать до микрорайона "Сокол", формально являющегося частью Минска, хотя это больше похоже на отдельный маленький город в двадцати километрах за МКАД. А уж от Сокола- совсем бесплатно, одиннадцать километров пешочком до величественного здания аэропорта. Посмотреть на самолёты.


В тот день, как видите, мне повезло. Борт 250 стал под телетрап, а в те времена планировка здания аэропорта давала отличный обзор на перрон. С тех пор многое поменялось. Тягача того уже нет, форма техников другая, топливозаправщики совсем другие, половины зданий на заднем плане нет. Там теперь рулёжки, идущие к новой ВПП. И обзорность здания после нескольких переделок, к сожалению, ухудшилась.
А вот борт EW-100PJ. От момента фото остаётся ещё лет шесть до получения мной права обслуживать этот самый борт. Фотографируя этот CRJ, я ещё не знал, что это и будет первый "мой" тип самолётов, и долгое время я буду исключительно "сиэржистом".


...Постояв пару часов у огромного окна, я покупал пачку печенья (или булку "чесночная") для подкрепления, и выдвигался в обратный путь, одиннадцать километров (гуглокарта подсказывает- 10,6) до автобусной остановки "Сокол", откуда по обычному городскому билетику можно уехать в Минск.
...Правый мотор борта 250 плавно раскручивается под невыносимое шипение стартера. Капоты оставлены открытыми. Один из моих коллег заходит сбоку от работающего двигателя, соблюдая безопасную траекторию подхода, чтобы не превратиться в ведро фарша. Кажется, действительно, из одной из дренажных трубок что-то закапало. Кто-то уже заранее распечатал таблицу с расшифровкой, какая трубка откуда идёт, потому что визуально проследить большую часть из этих трубок невозможно.
Издавая долгий затихающий вздох умирающего пылесоса, двигатель останавливается. Все толпятся и тыкают пальцами в распечатку, сопоставляя красивый рисунок трубочек с суровой реальностью. Вроде бы улики сходятся на одном из гидроцилиндров, известном как Left VSV Actuator. Кого-то уже послали "пробивать" информацию о наличии (или отсутствии) этой детали на складе. Я открываю тяжёлые капоты реверса, дающие доступ с внутренним "кишкам" топливной системы двигателя. Теперь, на исходе лета-2019 борт EW-250PA для меня выглядит как-то так. Совсем иначе, чем в апреле-2008.


В узком пространстве между капотами реверса и кишками двигателя очень жарко. К движку пока ещё не притронуться. Да и делать тут особо нечего, пока не станет ясно, меняем или не меняем. Через несколько минут от склада к нам движется электромобильчик. У самого самолёта он лихо разворачивается и тормозит, я достаю из его кузова новый VSV Actuator, упакованный в многослойные пупырчатые пакеты. Значит, всё-таки меняем. Ещё раз влезая в горячую сауну подкапотного пространства, я окидываю взглядом фронт работ. Вроде всё ясно, две трубки да два болта. Но лучше сходить в "компьютерный класс", сделать распечатку работ по замене, вдруг там какие-нибудь "подводные камни", да и вообще принято делать такие работы, имея под рукой распечатку.
"Компьютерный класс" уставился на меня шестью широкими мониторами. Погружаясь в кресло перед монитором, я открываю многослойные папки с документацией, внутри которых ещё и ещё папки с многочисленными ветвями разделов и подразделов. Вот и процедура замены VSV Actuator. Три листика очередью выскакивают из принтера. Я зеваю в глубоком кресле. Теперь опять идти к самолёту. Выхожу из "компьютерного класса", прохожу через гулкое пространство ангара, толкаю тяжёлую ангарную дверь. Теперь метров двести по бетону до самолёта, номер EW-250PA. Это уже совсем не одиннадцать километров.


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, Лытдыбр.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

редко кто ему нос утирает, да.
но случается вашпе то.

Юра, отлично написал!

На такую историческую тему плохо не напишется)

Судя по FR ремонт прошёл успешно.
А что это за "зверь" Left VSV Actuator?

Да, я и сам часто смотрю по FR результаты своих ремонтов)
А VSV Actuator... ох, как бы покороче. Это маленький гидроцилиндр, который через целую систему тяг управляет поворотом лопаток статора компрессора. Таких гидроцилиндров на каждом двигателе по два, соответственно Left и Right)
VSV- Variable Stator Vanes.

Лопатки Статора - это неподвижная часть компрессора? А поворачивать их надо, что б обеспечивать примерно [s]постоянную[/s] оптимальную скорость потока т.к. на разных режимах работы двигателя внутрь нагнетается разный объём воздуха?

Я уже слабо помню двигательную теорию, всё выбито практикой)
Насколько я помню, существуют оптимальные углы, под которыми воздух должен попадать на лопатки ротора, и на разных скоростях эти углы меняются. Для этого и нужны поворотные лопатки статора.
(При этом многие двигатели как-то обходятся без них).

Призраки прошлого смотрели на Михалыча и одобрительно кивали...Когда он закончил работу, они не спеша, как когда-то, отправились к Соколу на автобус, оставив его в одиночестве на площадке под самолётом...

Призраки прошлого вели себя тихо. Они понимали, что аэропорт- это не их территория, сюда можно наезжать редко, да и то только постоять за забором. Но они ушли со спокойным пониманием того, что когда-либо Юрик попадётся им в другом месте, которое будет местом их силы.

  • 1